Последний ужин и четыре разговора. Разговор второй: Кто же больше?

Главная / Статьи / Последний ужин и четыре разговора. Разговор второй: Кто же больше?
Последний ужин и четыре разговора. Разговор второй: Кто же больше?

Последний ужин и четыре разговора. Разговор второй: Кто же больше?

Проводя Свой последний вечер с учениками за Пасхальным ужином, Иисус вновь обращает внимание на Себя – как на самого простого слугу и добровольную жертву. Он говорит не только словами, но и символами. Хлеб и вино, которое они вкушают – это Сам Христос, Его жизнь: «это есть тело Мое, которое за вас предается», «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:19-20).

После этого следует первый застольный разговор – разговор о предательстве. Иисус прямо говорит, что предатель находится за столом, что заговор в действии, но это Его не смущает и никак не сможет нарушить план спасения (Луки 22:21-23). Эти слова вызывают спор среди учеников, которые пытаются выяснить, кто же именно предатель, кто из них самый подлый, самый грешный, самый худший.

Этот первый спор плавно переходит во второй – о том, кто из учеников самый лучший, самый достойный. Каждый продолжает считать себя лучше других. Худшего ищут в других, лучшего — в себе. Каждый считает себя наибольшим, наилучшим, достойнейшим.

«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Луки 22:24-30)

Мы не знаем содержания спора между учениками, характер их аргументов, кто и что говорил. Но мы знаем одно: этот спор, также как и первый о предателе, уводит учеников от главной темы, предложенной Иисусом. Поэтому Иисус решительно прерывает его, как неуместный, и напоминает ученикам три важные истины.

Во-первых, Иисус утверждает, что Его община должна отличаться от окружающего общества. В ней власть принадлежит слугам. В ней сам характер власти другой – не насильственный, но смиренный. В общине Иисуса все с готовностью меняются местами – уступают лучшие места друг другу и считают это естественным.

Во-вторых, Иисус призывает учеников ориентироваться не на царей и господ этого мира, но на Его личный пример. Настоящий господин всегда готов послужить, он не считает это унижением.

В-третьих, Иисус завещает власть в Своем Царстве тем, кто в этой жизни готов смиряться и служить. Настоящий слуга рано или поздно будет господствовать.

Церковь – спорящая или служащая?

«…цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.» (Луки 22:25,26)

Пресекая ненужный спор, готовый затянуться до утра, Иисус приглашает учеников подняться на новый уровень.

Зачем вам меряться ростом, силой, влиянием, славой? Зачем себя сравнивать с другими? Я люблю каждого из вас. И Я показал Собой пример того, как вы должны относиться друг ко другу. Что вам цари и господа земные? Вы не должны быть как все, вы не должны им подражать, вы должны выделяться. Все хотят быть больше и лучше, но это не приводит к миру и единству, это лишь разрушает. Ты хочешь созидать? Тогда будь меньшим.

Личный пример Христа задает новый стандарт отношений. Для всех человеческих сообществ быть слугой – унизительно. В общине Иисуса – это привилегия и радость.

Не только первым ученикам, но и нам до сих трудно понять и принять радикально иной характер Божьего Царства. Мы приходим к Иисусу с ожиданиями, сформированными окружающим нас обществом. Мы приходим с ожиданием, что нам буду служить, нас будут обслуживать. Мы приходим царствовать. Но это не наше царство, это Царство и Церковь Христа, это Царство слуг и Церковь наименьших.

Церковь наименьших.

«Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.» (Луки 22:27)

Иисус останавливает Своих учеников, потому что желает создать из них особую общину, в которой служение будет честью, а смирение – достоинством. Такую общину можно назвать общиной наименьших, то есть общиной, в которой каждый считает себя наименьшим, и благодаря этому все друг друга возвышают, все друг другу служат.

«Будь как меньший» не означает: будь как капризный маленький ребенок, которому все позволяется, которому все что-то должны. «Будь как меньший» означает: будь как самый простой слуга, готовый трудиться на пользу другого без жалоб и капризов, амбиций и претензий.

Церковь наименьших – это вызов миру, в которой правит жажда власти, и это вызов церкви, в которой часто правят двойные стандарты, в которой ученики Христа хотят обладать Его властью и при этом не хотят обладать Его характером.

Что будет, если каждый скажет о себе: я наибольший? Тогда наша церковь будет церковью спорящей и конфликтующей. Что будет, если каждый скажет о себе: я наименьший? Тогда наша церковь будет церковью служащей и созидающей.

Там, где каждый считает себя наибольшим, невозможно не рассориться. Там, где каждый считает себя наименьшим, поссориться будет невозможно. Там, где каждый считает себя выше и правее, там споры не прекращаются. Там, где каждый считает себя слугой, спор заканчивается, и даже не начинается.

Если я спрошу, кто хочет быть лидером, — наверняка, увижу лес рук. Если спрошу, кто хочет быть слугой – увижу растерянных и раздосадованных людей. Увы, многие так и не поняли, что значит быть учеником Иисуса; многие так и не определились, хотят ли они быть в Его Церкви, в Церкви наименьших.

Слуги становятся царями.

«Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Луки 22:28-30)

Правда в том, что в царстве Бога и в церкви Христа нет места для тех, кто не готов быть слугой, там каждый лидер – слуга, там каждый слуга – лидер. Здесь все становятся слугами, чтобы затем стать царями и судьями.

Церковь наименьших растет и торжествует. Быть наименьшим в церкви Христа – самая большая привилегия, это начало роста и большого пути вверх. Для обычных людей путь слуги – путь только вниз. Для учеников Иисуса это путь к славе.

Царство Иисуса – это Царство слуг, там не будет никого кроме слуг, туда войдут только служащие, научившиеся служить, полюбившие служить. В Царстве Божьем ныне служащие будут начальствовать и судить.

В книге Деяний апостолов мы видим начало Царства — Церковь наименьших. Споры учеников закончились. Теперь они едины в Иисусе, они служат Ему и друг другу, им нечего больше делить, не о чем спорить, незачем меряться друг с другом. И в этом состоянии они исполняются Духом Святым.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деяния Апостолов 2:1-4)

То, что они были единодушны в смирении друг перед другом и подчинении Христу, сделало возможным удивительный рост церкви. В один день группка верных учеников, единых в духе смирения и служения, превратилась в многотысячное движение.

Там, где продолжаются споры о том, кто первый и лучший, всегда будет разделение и рассеяние. Там, где каждый почитает другого выше себя, а все вместе именуются рабами Христа, всегда будет единство и умножение.

«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.» (Деяния Апостолов 2:41-47)

Эта церковь наименьших продолжает расти. Эта церковь будет царствовать и судить.

Давайте сегодня спросим себя: какой церковью мы хотим быть? Церковью наибольших? Или церковью наименьших?

В церкви наилучших и наибольших Христу места нет. Мы рискуем остаться там сами по себе. В церкви наилучших спор будет продолжаться до того момента, пока все не разругаются и не разойдутся, пока в ней не останется один единственный, самый лучший.

Что держит нас вместе? Только послушание и подражание Иисусу, Который стал наименьшим, стал служащим. То, что Иисус показал Собой, должно отражаться в церкви. Поэтому церковь – это церковь наименьших, это церковь слуг.

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1 Петра 5:5)

Что же значит быть наименьшим? Это значит прекратить пустой, отвлекающий спор с другими людьми и направить свое внимание на Иисуса, чтобы слушать Его слова, учиться на Его примере, быть как Он и жить как Он.

Ты готов быть слугой, подражая примеру Иисуса? Тогда добро пожаловать в настоящую Церковь, Церковь наименьших!