Задайте себе эти 12 вопросов прежде, чем что-то разместить или комментировать в соцсетях

Главная / Статьи / Задайте себе эти 12 вопросов прежде, чем что-то разместить или комментировать в соцсетях
12 вопросов

Задайте себе эти 12 вопросов прежде, чем что-то разместить или комментировать в соцсетях

Перед тем, как вы разместите ваше сообщение на своем блоге, ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, или в любой другой социальной сети, подумайте над тем, какие критерии определят, стоит ли вам это делать? В этой связи я хочу предложить вам 12 простых вопросов, которые стоит задать себе прежде, чем что-то разместить или комментировать в соцсетях.

1. Будет ли ваше сообщение назидательным?

«Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию.»  (1 Коринфянам 14:26)

Подумайте о том, будет ли ваше сообщение в достаточной степени вносить конструктивный элемент в дискуссию и назидать других. Каким образом ваше сообщение умножит их знание, веру или любовь? Точно ли вы формулируете позиции, с которыми не согласны? Насколько вы уверены в достоверности фактов, которыми оперирую?

2. Могут ли вас понять неправильно?

«И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?» (1-е Коринфянам 14:8)

Когда вы выставляете сообщение онлайн, то те, кто знают вас лично, могут в него вложить один смысл, а те, кто вас не знает – другой. Негативные суждения лучше высказывать в личном общении или не высказывать вообще. В личном общении всегда меньше рисков того, что вас неправильно поймут.

Принимая во внимание то, что в интернете вы высказываетесь на более широкую публику, критически взвесьте, существуют ли причины, почему вам лучше не комментировать некоторые вопросы?

3. Достигнет ли ваш комментарий целевую аудиторию?

«… вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.» (Марка 4:11-12)

Если вы пытаетесь кого-то поправить, то должна ли ваша целевая аудитория быть шире – или уже? Более того, пригодна ли эта аудитория к корректировке? Когда вы высказываетесь в социальных сетях, обязательно учитывайте особенности группы людей, которые вас слушают.

4. Будет ли ваш комментарий способствовать распространению Благой вести?

«… мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;» (Колоссянам 1:28)

Хорошо подумайте над тем, будет ли ваш комментарий способствовать либо препятствовать благовестию? Может ли он, в какой-либо степени, дискредитировать либо усилить ваше посвящение делу Евангелия?

5. Вызовет ли ваш комментарий ненужные споры и разногласия?

«Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.» (Титу 3:9)

Граница, разделяющая живой обмен идеями и войной в социальных сетях, часто гораздо тоньше, чем мы предполагаем. Чем ваша, отличная от других, точка зрения, которую вы отстаиваете, ценна? Когда ее не имеет смысла отстаивать? Как много времени уйдет на всю эту полемику? Являются ли ваши доводы аргументами первостепенной важности, которые рано или поздно следует обсудить или речь идет о вопросах, расхождение по которым не принципиально важно?

Прежде, чем что-то комментировать, подумайте о бесполезности споров и разногласиях.

6. Поставит ли ваш комментарий кого-либо в неловкое положение или обидит?

«Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать». (Марка 10:19)

Безусловно, сам факт того, что какое-либо сообщение может быть воспринято с обидой, не всегда подразумевает, что озвучить свое мнение будет неправильно. Тем не менее, имеет смысл взвесить, стоят ли ваши аргументы чьей-то обиды. Поэтому, подумайте, возможно ли, что ваше сообщение кого-то обидит или поставит в неловкое положение?

7. Смогут ли читатели увидеть в вашем сообщении ваше уважение к ним?

«Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси.» (Исход 22:28)

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;» (Матфея 18:15)

Конфиденциальность в общении свидетельствует о заботе и уважении к человеку, к которому та или иная информация адресована. Вам нравится, что врач публично не распространяет записи о ваших болезнях; с другой стороны – вы ничего не имеете против публичного распространения информации о распродаже в магазине. Если с каким-либо человеком лучше поговорить лично, то почему так и не сделать?

8. Будет ли ваше сообщение способствовать тому, чтобы читатели начали больше ценить и уважать других людей?

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:16)

Обращайте внимание на благодать Божью в жизни других людей, их служении, высказываниях и т.д. Акцент на том, что обычно способствует развитию уважения к другим людям, прославляет Бога и подталкивает нас замечать Его труд в их жизни.

9. Не занимаетесь ли вы самохвальством?

«Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой.» (Притчи 27:2)

Возможно ли, что вы размещаете ваши сообщения для того, чтобы привлечь внимание не к обсуждаемой теме, а к себе? Если это так, то подумайте о том, как это может отрицательно повлиять на духовное состояние других людей? Не поддались ли вы искушению обратить на себя внимание или похвастаться своими знаниями?

10. Можете ли вы выдержать в вашем сообщении пристойный тон?

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.» (Ефесянам 4:29)

«…рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.» (2-е Тимофею 2:24-26)

Важно, чтобы тон вашего сообщения был воспринят правильно. Можете ли вы сказать, что он определенно доброжелательный, терпеливый и мягкий? Поймут ли люди истину, которую вы пытаетесь до них донести, и сможет ли эта истина их ободрить?

В личной беседе тон вашего голоса и выражение лица достаточно точно передают смысл ваших слов. Кроме того, в личной беседе вы быстрее поймете, что, возможно, некоторые детали нуждаются в дальнейшем прояснении. Интернет не извиняет гнев или раздражение!

11. Будет ли неправильно промолчать?

«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.» (Притчи 11:12)

Свобода слова – замечательная средство, которым нужно уметь правильно и ответственно распоряжаться! Развили ли вы настолько близкие «отношения» с вашими онлайн читателями, друзьями или последователями, что в том или ином вопросе или ситуации люди будут ожидать, что вы выскажите свое мнение?

12. Что вам советуют ваши друзья?

«Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.» (Притчи 24:5-6)

Когда вы намереваетесь высказать комментарий, который, как вы полагаете, другие воспримут как провокационное мнение, можете ли вы получить совет нескольких знающих людей, способных помочь вам корректно изложить вашу позицию? Располагаете ли вы временем как следует обдумать ваш ответ перед тем, как выложить его в сеть?

Коммуникационная скорость, которую обеспечивает интернет, с одной стороны является достоинством, а с другой сулит искушение ответить слишком быстро. Поэтому, помните, что мы дадим отчет не только о каждом сказанном, но и напечатанном нами слове.

——-

Думаю, что многим из нас следовало бы тщательнее и внимательнее подходить к вопросу выражения своих мыслей в интернете. И, возможно, вам стоит выписать все эти вопросы, чтобы сквозь их призму посмотреть на все ваши записи в социальных сетях. Хочется надеяться, что банальностей в нашей жизни гораздо меньше, чем в интернете.

«От Твиттера и Фейсбука есть большая польза: в последний день они будут служить доказательством того, что дефицит времени определенно не может объяснить отсутствие наших молитв». (Джон Пайпер)