Святое сообщество в аморальном городе. Часть 2

Главная / Статьи / Святое сообщество в аморальном городе. Часть 2
Святое сообщество в аморальном городе. Часть 2

Святое сообщество в аморальном городе. Часть 2

Мы продолжаем размышления о том, как нам относится к окружающему нас миру? Как жить святому сообществу верующих в аморальном городе?

2. Правильное отношение к окружающему миру

«Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]»
(1 Коринфянам 5:9-10)

Думаю, что многие из нас сталкивались с проблемой коммуникации с кем-то: с сослуживцами, с детьми, с соседями. Иногда они связаны с нами — мы неясно изложили или пояснили. Иногда они связаны с принимающей стороной — они не услышали, не поняли, проигнорировали, не захотели принять.

Павел говорит, что уже писал одно письмо в Коринф. Но не был правильно понят местными верующими. Может быть даже сам Павел написал там не всё четко и ясно.

Но скорее всего, проблема коммуникации с коринфянами заключалась в том, что у них было неверное мышление — Евангелие вымывалось человеческой мудростью. И поэтому наставление Апостола они неверно истолковали. После первого письма Апостола, коринфяне подумали, что он рекомендовал им прекратить всякое общение и контакты со всеми безнравственными людьми. Но как тогда жить в таком аморальном городе как Коринф или Москва? Неужели из него нужно уйти теперь? Что-то странное ты влагаешь нам в уши Павел?! Какой-то «неадекват» — подумали многие из них. И поступили по-другому.

И Павел поясняет. Он не говорил о нецерковных людях. Причём обратите внимание — он даже указывает на четыре категории аморальных людей, с которыми коринфяне встречались постоянно в своём городе:

  • блудники — всякого рода сексуальные развратники, которые грешат даже против самих себя;
  • лихоимцы – те, кто делает всё для достижения своей цели, готовы пойти по головам ради достижения свой цели, кто жаден и всегда желает больше и больше. Буквально это слово означает — завистливого человека; того, кто стремится удовлетворить свои желания за счёт других;
  • хищники — грабители, вымогатели. Оно соединено с предыдущим словом артиклем, что указывает на принадлежность обоих слов к одному классу эгоистичных, завистливых людей, стремящихся получить больше, чем им причитается. Это слово так же использовалось для описания волков и людей, которые жульничают для того, чтобы увеличить свою собственность;
  • идолослужители — поклоняющиеся всевозможным языческим богам.

Насколько это справедливо в отношении нашего современного общества, которое всё более толерантно относится к безнравственности и аморальности, где господствует идеология, выраженная двумя популярными фразами — «наглость — второе счастье», «бери от жизни всё — живём всего лишь один раз». Мы ежечасно окружены огромной армией идолопоклонников, которые поклоняются различным идолам — телу, репутации, деньгам, власти, успеху, статусу и т.д. Это воистину несчастные люди, потому что они никак не могут испытать удовлетворения и обрести настоящее счастье.

Но раз мы окружены такими людьми, неужели нам теперь нужно выйти из этого мира?

Коринфяне неверно услышали наставление Павла. Он говорил им о церкви, а они подумали об окружающем обществе. И они решили не согласиться с Апостолом, они решили, что он ошибается и предлагает им абсурдный совет — выйти из мира. И они решили избрать другой путь взаимодействия со своим безнравственным обществом.

2.1. Приспособленчество

Нет, сказали коринфяне — мы будем в общении и во взаимодействии, и избрали путь приспособленчества или конформизма. Они же такие продвинутые, просвещенные, интеллектуальные верующие, поэтому они могут уподобиться миру, и остаться верующими во Христа.

Логика такого поведения проста — грех везде, невозможно не соприкасаться с грешниками. Поэтому вместо того, чтобы отделяться от них, нужно поискать пути как мы можем соприкасаться и взаимодействовать. И они решили быть культурно-адекватными и восприимчивыми верующими — что принимает наша культура, то и нам нужно принимать, что она отвергает, то и нам следует отвергать. Такое поведение привело к тому, что церковь в Коринфе стала терпимой ко греху уже и в своей среде. Это настолько деформировало и исказило их мораль, что они даже гордились, что среди них есть член церкви, грех которого не принимается даже окружающим сообществом. В своём желании респектабельности и принятия со стороны мира они перешагнули даже стандарты и ограничения самого мира.

Друзья, общество не пойдёт в ту церковь, которая более развращена, чем оно само.

Но это неверный, опасный и ложный путь. Павел написал им об этом. Но они стали оправдывать себя, потому что якобы хотели избежать другой крайности, в которую могут впадать верующие — закрытость или побег от мира.

2.2. Закрытость или побег

Следует признать, что многие верующие испытывают такое желание, видя что происходит в этом мире, что происходит вокруг них. Грех везде. Коринф — опасное место. Наш мир опасное место. Поэтому, чтобы не попасть под влияние мира, необходимо уйти от него, скрыться насколько это возможно. Грех подобен болезни и поэтому, чем лучше мы защитимся или изолируем себя от ужасных грешников это мира, тем больше будет у нас вероятности, что грех не коснётся нас. Раньше это были монастыри или закрытые поселения, теперь — это попытка заполнить свою жизнь исключительно только церковной деятельностью и иметь взаимоотношения только с христианами. Весь мир теперь стал поделен на своих и чужих. Такие люди живут страхом. Либо убежать, либо закрыться, либо спрятаться за религией. И это обычно выражается в следующих трех основных формах:

  • Монашество — уйти от реальности под благовидным предлогом.
  • Христианское гетто — закрыться от реальности под благовидным предлогом.
  • Христианская активность — спрятаться от реальности под благовидным предлогом.

О крайней необходимости для христианина сократить бесчисленные церковные встречи, чтобы найти время для нужных встреч с неверующими, в нескольких словах, с характерной для него резкостью и прямотой, говорит Мартин Лютер:

Царству надлежит быть среди ваших врагов. И тот, кто не желает этого принять, — не желает принадлежать Царству Христа. Он хочет сидеть среди друзей, хочет сидеть среди роз и лилий, а не со злодеями. О, богохульники и предатели Христа! Если бы Он делал то, что делаете вы, кто бы тогда спасся?

Нецерковные люди не придут в церковь, если мы с ними никак не пересекаемся, и особенно, если они знают, что им не будут рады в нашем собрании. Верующие люди могут уподобиться самоправедным фарисеям, и смотреть свысока на тех людей, которые вне церкви, вне их святого сообщества. Но так нельзя поступать. Церковь не сообщество хороших людей и для хороших людей, но собрание спасённых грешников, которые стали святыми во Христе. Нам нельзя ругать это греховное общество и отворачиваться от него. Евангелие для тех, кто понимает свою нужду в Спасителе, кто понимает свою греховность, понимает свою духовную нищету, а не для самоправедных фарисеев. Иисус говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12).

Несомненно Павел не мог в своём письме рекомендовать верующим, чтобы они отрезали всякие контакты с людьми вне церкви. Это просто невозможно, да и не нужно, и не полезно самим верующим. Это не только противоречило бы элементарной логике, но не позволило бы церкви совершать служение благовестия и являть любовь Христову миру. Такое наставление противоречило бы учению Христа. Он дал нам ясный ответ как относиться к окружающему нас обществу.

2.3. Ответ Иисуса

Мы не должны уподобляться миру, но мы также не должны и убегать от него. Церковь призвана быть посольством Божьего Царства здесь на земле. Мы посланники Царя Царей в этом мире.

Господь Иисус сказал в отношении Своих учеников такие Слова в Своей Первосвященнической молитве к Небесному Отцу:

«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.» (Иоанна 17:14-18)

Павел напоминает коринфянам, что они Божьи люди, посланные Иисусом в этот мир на миссию. Не ради того, чтобы они слились с миром или попытались завоевать любовь этого мира или убежать от него, но чтобы они стали Христовыми свидетелями, и понесли спасение в этот мир.

Быть Христовым послом значит оставить зону комфорта своего посольства-церкви и пойти на чужую территорию, жить среди этих людей, изучать их культуру, видеть их боли, помогать им, указывать на Царя Христа, предлагать им соприкоснуться с Царством Божьим через свою церковь, свою семью. Это значит проводить время с этими грешниками, не участвуя в их грехах, встречать противление в отношении Иисуса или Его Церкви, завоёвывать доверие и уважение своей верностью Христу и любовью к своим ближним.

Также как и поступал Сам Иисус. Он постоянно был вместе с грешниками, кушал с ними, общался с ними, помогал им. Он встречал грешников, подобным нашим, современным:

  • мытарей (лихоимцы и хищники);
  • проститутки и прелюбодеи (блудники);
  • язычники и римляне (идолопоклонники);
  • прокаженные (больные).

Иисуса Христа даже называли — другом мытарей и грешников (Лк. 7:34).

Многие из них после встречи с Иисусом уходили исцелёнными, прощёнными, обретали живую веру в Него как Мессию, как Господа. Другие воспламенялись ненавистью к Нему или отказывались следовать за Ним, держась за свой грех, религию, гордыню или имущество, считая это более ценным, чем вера во Христа.

Нам нужно быть готовыми к тому, что кто-то уверует через наше свидетельство о Христе, но нас также могут возненавидеть за нашу веру и проповедь о Царе Вселенной — Иисусе Христе. Когда наш Царь пришёл на эту землю первый раз — Он проповедовал Царство Божье и призывал к покаянию. И в конце концов Он был убит Его врагами. Но Он воскрес и предлагает Своё прощение сегодня даже Своим врагам и самым последним грешникам. Как говорит ап. Павел в послании к Римлянам:

«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых… Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.» (Римлянам 5:6,8)

И в этом состоит удивительное послание Евангелия всем нам, грешникам, повстанцам, бунтарям против святого Божьего Закона, распутникам и блудникам, скрягам и жадинам, жуликам, мошенникам, идолопоклонникам, что Иисус возлюбил нас, даже когда мы были в наших грехах, что ради нас Он оставил комфортные, прекрасные, славные и безопасные небеса, и сошёл в этот жестокий, мрачный, испорченный, грешный мир, к нашему удивлению прожил совершенно безгрешную жизнь и умер на кресте ужасной смертью, заплатив за все наши грехи, чтобы примирить нас с нашим Создателем.

И Бог не только нас простил за все наши грехи и последствия наших грешных поступков, но Он также даровал нам свободу от греха, чтобы мы больше не были порабощены и зависимы от греха, потому что Он сделал нас совершенно новыми людьми, как и говорит ап. Павел во 2-ом послании к Коринфянам:

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.» (2 Коринфянам 5:17)

Как новое творение ты не должен более жить как изолированный, эгоистичный индивидуалист, но как дитя Божье, которое есть часть Божьей семьи, церкви. Ты теперь гражданин Божьего Царства и посол Царя Царей в этом мире.

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; Некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.» (1 Петра 2:9-10)

Читайте продолжение в следующей публикации