Трагедия злых виноградарей

Автор Сергей Карчеменко

Злые виноградари

Притчи, рассказанные Христом, всегда вызывали живой интерес слушателей. Через простые и всем понятные образы Иисусу удавалось доносить великие истины о Божьем Царстве. Одну из таких притч я предлагаю рассмотреть нам сегодня. Эта притча о злых виноградарях. Ее уникальность в том, что она стала пророческой для израильского народа и ярким предупреждением для всех живущих. Предсказанные в истории бедствия в прямом смысле обрушились на жителей Иерусалима. Именно поэтому духовные уроки этой притчи не должны остаться без внимания и в наше время.

В первую очередь притчу о злых виноградарях Иисус адресовал религиозной элите Израиля. И они ясно это поняли. «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит» Мф.21:45. Не желая признать в Нем, Божьего Мессию, они делали все, чтобы скомпрометировать и обвинить Его во лжи. С каждой неудачной попыткой их раздражение и злоба росли. В итоге они решили арестовать и казнить молодого Галилеянина. Иисус же с помощью простой аналогии решает не просто обнажить их замыслы, но еще раз дать им возможность опомниться и изменить свои намерения. Притчей Иисус предупреждает об опасности прямого противостояния Богу.

Итак, в двадцать первой главе Евангелия от Матфея мы читаем. «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» Мф.21:33-41.

Как мы видим, образы притчи ясны и не представляют трудностей для толкования. Очевидно, что хозяин виноградника, это Бог, а виноградник и виноградари, это Израиль и его духовные лидеры. Израненные и убитые слуги, это ветхозаветные пророки которые погибли от рук, своих же собратьев. Сын Хозяина виноградника, это Сам Христос, которого предадут на распятие. Плоды, это духовные обязательства служить Богу, которые взяли на себя священники Израиля.

Притча так проста, что Иисус предлагает слушателем самим извлечь ее главную мысль. Он задает риторический вопрос: когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? И все в один голос отвечают: злодеев сих предаст злой смерти! Согласитесь, иного ответа быть не могло. Поведение виноградарей настолько возмущает, что мы сами готовы вложить в Божью руку меч справедливого возмездия. Зло в таком его низком проявлении действительно требует сурового наказания.

Бог так и сделал. Он наказал Иерусалим и Израиль за отвержение, и унижение Своего возлюбленного Сына. И его наказание предстало в двух действиях. Первое: злодеев Бог предал злой смерти. Второе: виноградник отдал другим виноградарям. Первое пророчески исполнилось, когда Иерусалим был разрушен в 70 году римлянами. Римский генерал Тит захватил Иерусалим, убил больше миллиона евреев, выбросив их тела за город. Его армия истребила тысячи евреев по всей Палестине. Храм был разграблен и разрушен до основания.

Второе, Бог отверг поклонение и служение Израиля и отдал духовную власть Церкви. Разрушенный Богом Храм свидетельствовал о том, что отныне невозможно приносить жертвы согласно ветхозаветному закону. Бог нанял других виноградарей, которые с любовью отнеслись к Его Сыну. Иудейская религия в лице книжников и фарисеев отныне стала духовным оппонентом христианской Церкви. Таким образом, на определенное время Бог лишил Израиль их привилегированного положения Божьих священников.

Итак, предсказанное наказание злым виноградарям в притче в точности исполнилось в истории Израиля. Храм – разрушен, а на арене мира появилась Церковь. Оба эти события являются живыми фактами исполнения слов Христа. Его притча ожила, а ее предупреждение превратилось в реальность. Именно это и побуждает нас отнестись к притче серьезно. Притча и сегодня продолжает предупреждать нас об опасности уподобиться злым виноградарям. И сейчас мы посмотрим, от каких именно ошибок она предостерегает нас.

Как видно из притчи виноградари совершили четыре омерзительных греха. Во-первых, они оскорбили слуг хозяина. Как мы уже отмечали в истории Израиля Божьих пророков, не просто не слушали, их гнали и убивали. Во-вторых, они не отдали часть плодов, которые причитались хозяину. Согласно этой аналогии священники Израиля, как люди веры, не воздали Богу должного посредством праведной жизни, которую Бог ожидал от них. В-третьих, они задумали завладеть наследством сына. Первосвященники, книжники и фарисеи коррумпировали духовную властью в Израиле. Они нашли в ней источник самоутверждения и обогащения. И, в-четвертых, чтобы завладеть наследством сына виноградари унизили и убили его. Согласно этой аналогии священники Израиля отказались признать в Иисусе Христе Божьего Мессию и своего Царя. Они не подчинились Его власти.

Перед тем как мы приступим к толкованию притчи в отношении нашего времени, я предлагаю ответить на один очень простой вопрос. Представьте, что вы сдаете внаем свой загородный дом. Ваши квартиранты платят вам арендную плату. Но вдруг они отказались это делать и поступили следующим образом. Первое, они оскорбляли ваших друзей, которых вы просили зайти за деньгами. Второе, они решили вообще не отдавать вам арендную плату. Третье, они подали на вас в суд, чтобы отсудить ваш дом. И четвертое, они убили вашего сына, когда тот решил помочь вам в урегулировании спора. А теперь вопрос. Какое, из этих четырех оскорблений вызвало бы у вас наибольшее негодование?

Я думаю, все мы ответим одинаково: смерть сына! Но, Иисус был не просто Сын, Он Единственный и Любимый Сын Своего Отца! Именно поэтому, отношение виноградарей к сыну хозяина в нашей притче является ключевым элементом. В том, как они его восприняли, как встретили, как говорили с ним, и заключена главная интрига и трагедия этой истории. Они прекрасно поняли кто перед ними. Они также поняли, что все принадлежит ему по праву наследства. И при всем при этом они решаются устранить его. Давайте еще раз взглянем на этот неприятный диалог. «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (ст.38).

Друзья, мы c вами тоже являемся виноградарями. Да, мы не в числе израильского народа: Бог не посылал к нам пророков и не заключал с нами завет. И все же Бог послал Сына, что бы все народы, и каждый человек подчинились Ему. Именно в этой части притча всегда актуальна лично для каждого из нас. Мы виноградари, которые получили в аренду свою часть на земле. Мы живем и пользуемся тем, что нам не принадлежит. Мы подобны временным управляющим. Все что мы имеем, начиная от нашего физического тела, талантов, времени и заканчивая домами, карьерами и детьми, все это принадлежит Ему. И Он обладает полным правом ожидать от нас должного поведения.

А теперь мы детально рассмотрим, что значит для нас: 1) оскорбить слуг хозяина,  2) не отдать часть плодов, 3) желать завладеть наследством сына и 4) замышлять убить его. Общим лейтмотивом такого разрушительного поведения можно назвать бунт. Стремление избавиться от любых обязательств. Отказ признать свою зависимость от Бога.

Вот его проявления:

1. Оскорбление слуг хозяина. Евреи пропускали мимо ушей послания своих пророков. Сегодня мир не хочет слушать христиан. Иисус заповедал своим ученикам нести Его учение всему миру. И каждый настоящий христианин делает это. При этом судьба его слушателей зависит от их реакции на проповедь. Иисус говорит им: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а  отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» Лук.10:16. Ученики Христа зовут в Церковь, предлагают изучать Библию, призывают к покаянию. Но им не доверяют, отмахиваются, высмеивают, называют фантазерами, фанатиками, или даже проходимцами. Все это и есть оскорбление слуг великого Царя.

2. Не желание отдавать часть плодов. Под плодом в этой истории мы видим жизнь в послушании Богу, потому что прямо перед нашей притчей Иисус рассказал притчу о двух сыновьях, которых отец попросил помочь ему в винограднике. Один сказал, что поможет, и не пошел, а другой вначале отказался, а после, передумав, пошел. Главная идея заключалась именно в послушании, а не в словах и заявлениях. Так и книжники с фарисеями на словах объявили себя Божьими слугами, но как выяснилось, учению Христа не подчинились. Так и сегодня, многие считают себя верующими, но назвать себя учениками Христа не могут.

Иисус связывает принесение угодного Богу плода именно с ученичеством. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» Ин.15:8То есть, тот, кто не стал учеником Христа, не может принести плод и тем угодить Богу. Именно следование за Христом, подражание Ему и становиться тем угодным Богу плодом, которые Он ожидает получить от человека.

3. Желание завладеть наследством. Фарисеи и книжники, отвергающие притязание Христа на верховную власть, не хотели потерять свое влияние. Сегодня неверующий человек отрицает Бога, чтобы мир, в котором он живет, был миром для него, миром, приносящим удовольствия, пусть даже греховные. Если не Бог сотворил мир, значит мир наш. А если он наш, то в своем мы вольны поступать, так как нам угодно. Вот что значит завладеть наследством: это назвать Божью собственность своей. И сегодня многие отрицают факт творения, чем совершают обычную кражу авторского права. Устраняя в своем разуме Творца, человек избавляется и от долга перед Ним.

4. Убийство сына хозяина виноградника. Мы знаем, что религиозная элита Израиля в прямом смысле отдала Христа на распятие. Они сплели заговор, арестовали Его, отвели к Пилату и настояли на обвинительном приговоре. Они добились своего. Но сегодня ситуация не изменилась. Мир также продолжает убивать Христа, только уже в духовной реальности. Люди просто устраняют Божьего Сына из своей жизни. Давайте посмотрим, как это убийство-устранение происходит.

Первое: отрицание историчности Христа. А жил ли Он, а был ли Он на самом деле? Эта категория скептиков превращает историю Христа в легенду и миф. Такие люди убирают Христа из реальности своей жизни, объявляя Его человеческим вымыслом.

Второе: отрицание божественности Иисуса. Здесь люди ставят под сомнение факт воскресения. Они устраняет Христа как Бога, своим неверием в Его воскресение. Для них Христос не более чем добрый учитель. Учитель, но не Бог.

Третье: отрицание Его господства. Это набожные люди, которые верят, но не желают подчиняться Христу как Господину. Они знают, что Он пришел от Бога, но отказываются  видеть в нем Царя. Таковые хотят оставаться подданными без обязательств.

Четвертое: отрицание Его учения. Эта категория верующих людей, желающая верить по-своему. Они следуют многому: традициям, церковным правилам, моральным нормам, но не учению Христа. Тем самым они устраняют Его, через пренебрежение Его словом.

Таким образом, мы обозначили те ошибки, от которых предостерегает нас притча. И вот ее главный урок. Как арендодатель законно ожидает платы от арендаторов, так и Бог ожидает плода от каждого из нас. Мы вынуждены признать, что у нас есть обязательства! Проверкой же нашей честности становиться наше отношение к Божьему Сыну. То, как мы реагируем на Его учение, проверяет нас, кто мы есть: благодарные или беспринципные арендаторы. Если мы послушны Сыну, значит, мы отдаем плод Богу. Если мы не в числе Его учеников, значит, мы превращаемся в злых виноградарей. Несмотря на безнаказанность, с которой сегодня живут многие люди, притча предупреждает, что хозяин виноградника все равно спросит с каждого. Каждый человек будет призван к ответу.

Друзья, думаю время ответить еще на один вопрос: что мы чувствуем, когда Иисус претендует на получение от нас плода? Хочется ли нам служить Ему? Если мы служим, то, с каким чувством? Когда Бог послал Сына на землю, Он рассчитывал умягчить наши сердца. При знакомстве с Ним, Его характером и делами мы должны были проникнуться почтением. Так говорит притча. «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего» (ст.37). Слово постыдиться в греческом языке означает почитать, уважать, вести себя или держаться со стыдливой почтительностью. Захвачено ли наше сердце трепетом, благоговением и почтением к Божьему Сыну? Стали ли мы Его преданными учениками или отдаем долг с холодным сердцем?

Итак, Иисус предостерегает нас и призывает через эту притчу: «Не станьте подобны тем злым виноградарям. Послушайтесь Меня и последуйте за Мной. Оставьте всякие попытки защитить свою независимость и свободу. Не сопротивляйтесь Божьей власти. Вы не сможете быть свободными в мире, который вам не принадлежит. Придите, станьте Моими учениками, и вы обязательно принесете угодный Богу плод. Следуя за Мной вы с радостью исполните свой духовный долг и обретете покой вашим сердцам. Вам нечего будет бояться, когда вернется Хозяин виноградника. Вы будете смотреть смело и прямо, ведь вы всем сердцем доверились Мне, Тому, кого послал ваш Небесный Отец».